Что такое дочерняя

 

"Дочка" или дочерняя компания - это: понятие, особенности, примеры, сходства и отличия дочерних предприятий и филиалов. Примеры дочерних фирм. Что такое дочерняя компания. Это филиал крупной акционерной компании.

Ответственность материнской компании

Зачастую и в порядке вещей, что именно дочерняя компания является независимой организацией с личным капиталом и имуществом. Она не несет ответ за долги главной компании, материнская фирма не имеет возможности быть привлечена к ответственности за долги дочерней.

Однако, контролирующая компания будет отвечать за долги и иски контролируемой только в двух случаях:

  • когда сделка заключена по распоряжению главной организации, и этому есть документальное удостоверение;
  • или когда дочерняя компания обанкротилась в следствии выполнения указаний главной фирмы.

В первом случае один из должников обязан полностью рассчитаться с кредитором по общим обязательствам, тогда как остальные от долга будут освобождены. Во втором – главная фирма обязана погасить ту часть долга дочерней компании, которую та не может покрыть силами личного имущества.

Также главная фирма создает подконтрольные организации, чтобы распределить ресурсы организации и выделить наиболее перспективные в своем развитии направления в специализации фирмы. За счет этого возрастает конкурентоспособность всей компании. Также дочерняя компания сможет исполнять рутинную работу, что за счет чего оптимизируется управление общей фирмы. При помощи трансфертных цен и сделок получается уменьшить налоговые и финансовые потери и затраты. Регистрация дочерних структур в других странах помогает развитию внешнеэкономической работе за счет льготных таможенных и налоговых условий

Особенности дочерней компании

Структура дочерней компании абсолютно идентична с структурой головной организации, однако, у головной компании есть особые преимущества перед ее “дочкой”.

Дочерняя компания – это организация, а 20% ее акций относятся к материнской организации. Ведущими преимуществом главной компании перед ее “дочкой”- это возможность принимать решения во всей ее работе. Считается, что необходимо иметь свыше 3 % акций дочерней организации для того, чтобы участвовать в полном принятии решений в ее деятельности. Контрольный пакет ценных бумаг (свыше 50 % акций) дает некоторые ведущие преимущества, но для того, чтобы участвовать в работе организации необходимо иметь во владении примерно 5 % ее акций.

По сути дочерняя организация – обособленная компания. Ее деятельность координируется законом, и все финансовые операции фиксируются органами надзора. Головная организация отправляет своих представителей для управления своими “дочками”. Так, директор дочерней организации становится членом совета директоров.

Как уже говорилось, головная компания имеет определенное влияние над своей “дочкой”. Руководители материнской компании в праве давать советы и напутствия по работе и продвижения бизнеса. Но главное решение все-таки принимает директор дочерней организации.

Имеют место и такие случаи, когда по вине материнской организации “дочка” терпит убытки. В этом случае инвесторы имеют право потребовать компенсаций от головной организации. Несмотря на личные черты дочерней организации, головная компания в особенных случаях может возмещать убытки вместо нее. В случае, когда дочерняя организация разорилась и у нее остались не погашенные долги, то за их выплату отвечает материнская организация.

Под холдингом имеется в виду определенная структура, включающая в себя и дочерние организации и их главные офисы. Каждый холдинг – словно надежный монолит, который состоит из списка организаций.

Вывод следует такой: в отличие от филиалов, дочерняя организация имеет право сама принимать решение. Материнская компания определяет в ней руководителей. Если акционеры терпят убытки по причине недостоверных сведений или неточных отчетов со стороны руководящей организации, то они могут потребовать с нее компенсацию. Если у “дочки” остались не погашенные кредиты, то главная компания обязана их погашать.

Примеры дочерних компаний

На российском рынке довольно много дочерних предприятиях. Многие из них хорошо известны, узнаваемы и не воспринимаются потребителями как зависимые от какой-либо другой организации.

Российский газовый гигант «Газпром» ежегодно публикует отчёт, где перечисляет десятки организаций. Большинство из них связаны с добычей или транспортировкой газа — «Газпром добыча Астрахань», «Газпром трансгаз нижний Новгород», «Газтранзит». Но есть и те, которые не связаны напрямую с газовой отраслью — АВТОГАЗ, «Будущее Отечество».

Другой пример, ООО «Сетелем Банк» — это «дочка» Сбербанка, специализирующаяся на потребительских кредитах на автомобили и неотложные нужды ПАО «Сбербанк» владеет почти 80% уставного капитала фирмы. Совместно организации проводят общую кредитную программу, которая позволяет им предлагать более разнообразные и выгодные условия своим клиентам. Также у Сбербанка есть дочерние банки в Беларуси, Казахстане, Украине, Турции, Швейцарии, Венгрии, Чехии, Сербии, Словении и Хорватии.

ОАО «РЖД» владеет внушительным количеством зависимых и дочерних фирм. Среди них отметим несколько вагонных ремонтных компаний («ОАО ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3), ЗАО «Желдорипотека» и «Люблинский литейно-механический завод». В основе деятельности всех этих компаний находится какая-либо полезная дочернему предприятию (в данном случае РЖД) функция.

Что такое дочерняя компания

Дочерней компанией называется организация, которая создана другим юридическим лицом (основным или материнским обществом) и получила часть его имущества. Дочерние предприятия — это один из вариантов расширения или развития бизнеса, способ обойти конкурентов, занять доминирующее положение в отрасли. Этой форме хозяйствования посвящена статья 67.3 Гражданского кодекса РФ.

Основная организация может решить передать часть функций и обязанностей отдельному юридическому лицу, чтобы эффективнее справляться с ними. Для этого новая компания получит недвижимость, оборудование, технику, средства производства или сырьё от материнского общества, в том объёме, который, по мнению руководителей, необходим для начала работы.

Путём создания «дочек» крупные организации решают несколько задач:

  • расширение ассортимента продукции, диверсификация производства;
  • повышение конкурентоспособности;
  • развитие сбытовой деятельности, формирование производственно-сбытовых точек;
  • выход на новые рынки;
  • управление рисками — экономическими или имущественными;
  • рационализация управления;
  • обслуживание собственных потребностей — транспортные, страховые, строительные, финансовые и другие услуги;
  • развитие франчайзинговой сети;
  • обособление лицензируемых видов деятельности;
  • оптимизация уплаты налогов, страховых выплат, таможенных сборов;
  • обеспечение конфиденциальности контроля;
  • улучшение делового имиджа, репутации, повышение статуса и доверия для деловых партнёров (сеть компаний воспринимается более надёжным контрагентом, чем одиночное юридическое лицо).
Дочерняя компания создаётся основной организацией для решения конкретных задач

У дочерней фирмы будет свой устав, свой директор, свой штат сотрудников и даже права собственника — всё это предоставит, выберет и оформит материнская компания. Основная организация будет контролировать её на всех этапах работы, а младшая компания будет регулярно докладывать о достигнутых успехах. Тем не менее «дочка» является в определённой степени независимым юридическим лицом, может принимать решения в отведённых границах ответственности.

Пути создания «дочек» различны. Основная организация может создать новое юридическое лицо и привлечь новых специалистов, может обособить одно из своих структурных подразделений в новую фирму или «поглотить»другую компанию. Число младших зависимых ООО и ОАО не ограничивается: если ресурсы позволяют, основная организация может создавать десятки подконтрольных юридических лиц.

Отличие от филиала и представительства

Создание «дочек» не единственный вариант расширения бизнеса. Основная организация может пойти по другому пути и зарегистрировать филиал или представительство. Эти понятия часто путают между собой, хотя это весьма грубая ошибка. Данные формы хозяйствования отличаются функциями, задачами, полномочиями и масштабом деятельности.

Основное отличие дочерних компаний от филиалов и представительств в том, что они являются пусть и подконтрольным, но отдельным юридическим лицом. Филиал и представительство — это структурные подразделения, не имеющие права действовать от собственного имени. Также у филиалов нет собственной учредительной документации, в то время как у «дочки» обязательно есть собственный устав (пусть и разработанный основной фирмой). Дочернее предприятие может быть свободно в вопросах производства, сбыта, маркетинга, кадров (за исключением назначения топ-менеджеров).

Филиалы, как правило, располагаются на значительном географическом отдалении от материнской компании. Например, в другом городе, регионе, стране. Дочернюю компанию можно открыть даже в том же здании, где располагается основная — их задачи и направления работы не дублируют друг друга.

Информация о филиалах фиксируется в учредительных документах материнской организации. У них есть закреплённое имущество, но нет прав собственности. Собственность филиала можно использовать для обеспечения долгов основателя. То есть, если основная фирма вынуждена будет для расплаты по долгам продавать имущество, она может продать «собственность» филиала.

Варианты создания сети дочерних компаний

Чтобы нагляднее продемонстрировать, чем схожи и чем отличаются филиалы и дочерние компании, представим их характеристики в виде сравнительной таблицы:

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://biznes-prost.ru/kompaniya-dochernyaya.html
  • https://biztolk.ru/organizatsiya-biznesa/spravochnik-predprinimatelya/dochernie-predpriyatiya-eto-ponyatie-primery.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий